Киргишанские Дебри рассматривались как подготовка к предстоящему Рипейскому Солнцевороту. По ходу соревнований мы с напарником, Вальком Пеньковским, должны были скататься-присмотреться друг к другу.
Дистанция в 120 км шоссейно-грунтовых дорог настраивала на неспешное начало. Оставленные дома гели меня особо не расстраивали, поскольку трасса, как отмечалось в положении, была легкой и доступной любому (это не относилось к категории “хард”, но об этом я узнал несколько позже). Приготовленного изотоника (по одной фляге на двух КП, одна фляга с собой) и одного геля, случайно оказавшегося в сумке с инструментами, должно было вполне хватить.
Старт. Сразу же после стартовой поляны на лесной дороге кто-то выходит вперед и начинает отъезжать. Кто-то дергается за ним, кто-то дергается за тем, кто дернулся. Выехали на асфальт. Некоторые индивидуумы разгоняли группу до 45-50 км/ч. Впереди почти 120 км. После 10 км броуновское движение успокоилось.
Лидирует группа из трех человек: Дима Смолянченко, Дима Чертков и Валек Засыпкин.
За ними наша группа из четырех человек: Валек П., Женя Буторин, Леха Нохрин и я.
Догонять особо не старались — держали на расстоянии 300-500 м. Г де-то потеряли Леху.
На ж/д переезде первая группа успевает проскочить, а нам дорогу отрезает товарный поезд. Но состав оказался небольшим, и мы, практически не снижая скорости, проследовали далее. Через некоторое время после проезда ж/д путей наши группы объединились, и темп несколько снизился.
Любезно предоставленный Вальком П. мюсли-батончик был отправлен внутрь организма для производства энергии. Хотя по пройденному пути мне казалось, что пункт питания должен быть где-то близко, но отказываться не стал. Так группой и ехали до начала лесной дороги.
Грязь. Очень много грязи. Нет, сначала, конечно, присутствовали места, где была возможность посуху объехать-оббежать, но это длилось не долго. Грязь очень липкая и вязкая наматывалась на все, что в нее погружалось. Понятное дело, что велосипед по такой дороге может передвигаться только верхом на наезднике, ну или рядом с ним. Где-то была просто грязь, где-то огромные холодные лужи с вязким дном, в одной из которых мне удалось искупаться по пояс.
Группа несколько растянулась, но все находились в пределах видимости. По передвигающимся впереди можно было определять глубину и степень проходимости той или иной грязи или лужи.
Сначала сзади из поля зрения пропал Женя, за ним Дима С. Далеко впереди, но в пределах видимости мелькали Дима Ч. и Валек 3. Мы же с Вальком П. шли рядом.
Принятые грязевые ванны, если я еще хоть как-то мог оценить с точки зрения пользы для здоровья, то велосипед их вообще не оценил: хруст и невнятное переключение преследовали его на протяжении всей оставшейся дистанции гонки.
Увлекшись прыганьем по грязи, в какой-то момент вспоминаю про питание, но уже поздно — хочется есть. Съедаю гель, допиваю остатки изотоника. Поздно. Где же ты, пункт питания? Состояние дороги улучшается: уже нет той грязи, лужи, разлитые во всю ширину дороги, имеют твердое дно. Тем временем Валек П. перекладывается к лидерам. Я решаю экономить силы и не дергаться: все-таки движение в группе по такой дороге, как мне кажется, выматывает еще больше.
Смеркалось. Хочется жрать. Голова занята только мыслями о еде и пункте питания. Да где же ты?! Дима Ч. и Вальки удаляются. Прощаюсь с ними. Мозг постепенно отключает все не нужное с целью экономии энергии, в том числе похоже и самого себя. Не помню, что случилось раньше, то ли пункт питания, то ли Ваня Бояринцев, ехавший по “лайтам” и очень бодро обогнавший меня. В общем, из последних сил мне удалось зацепиться за его колесо и подобраться поближе к лидерам. Спасибо, Ваня! Потом он также внезапно остановился, как и появился, а я поехал дальше. Встретил Валька 3., он что-то колдует с велосипедом, у меня все хрустит и скрипит, но пока что работает.
Как я уже говорил, что не помню когда? и как? я ел, но сознание стало проясняться. Мир вокруг снова раскрасился цветными красками. Добрал лидеров: “Здрасьте”.
На одном из затяжных подъемов Дима Ч. уходит вперед. Мы с Вальком П. его не поддерживаем. Впереди еще довольно протяженный шоссейный участок и ликвидировать разрыв не должно составить особого труда. Так оно и есть — догоняем его на шоссе. Спокойно едем втроем, на горизонте из преследователей никого нет. Уходим в поля. При объезде лужи на довольно приличной скорости какие-то неведомые силы вытаскивают Диму из седла и кидают в траву. Интересуюсь здоровьем, в ответ слышится радостный смех – значит, все хорошо. Приземление оказалось довольно мягким. Дожидаемся его и продолжаем движение к финишу тем же составом.
Выкатываемся на асфальт. Ветер встречный. Едем со сменами. Что очень приятно так это то, что каждый по-честному отрабатывает свою смену.
И вот он — заключительный грунтовый участок перед финишем. Ушки на макушке, глаза как у хамелеона, в воздухе чувствуется напряжение. Все будет решено на финише. Вдруг между деревьев появляются палатки, Дима встает на педали, прыгаю к нему на колесо, эх, поздно, до финиша уже меньше 50 м, тут же выхожу на параллельный курс. Дима пытается отрезать мне путь к финишу, чуть не въезжаю в зрителей с ребенком, почему-то оказавшихся в финишном коридоре.
Идем рядом. Финиш!
О, кстати, где он? Коридор есть, а финишной черты нет. Работаем бок о бок до конца коридора. В этот момент из-за зрителей высовывается машина, пытаюсь увернуться, но все-таки цепляюсь за нее рулем и тут же полет… приземление. Вскакиваю, но дышать не могу, опускаюсь обратно на землю. Меня тут же укладывают, что-то спрашивают, я что-то отвечаю, ощупывают, заглядывают в глаза. Поднимаюсь, болит спина, но резких болей нет. Кажется, обошлось. Ура! Я думаю, если бы случилось что-то серьезное, то все, что было сделано, было сделано правильно. Спасибо за оказанную помощь.
Так, со мной более-менее понятно, что там с велосипедом и машиной? В общем-то, водитель машины ни в чем не виноват, поскольку ехал по дороге и никак не ожидал на поле подвергнуться нападению велосипедиста. У машины вывернута фара, но он ко мне претензий не имеет, кроме того, предлагал помощь по доставке меня в травмпункт. Спасибо ему. У велосипеда немного загнут руль и порвана грипса. Что ж, можно сказать, все вполне удачно.
Это было тяжело, но от этого лично для меня ценность гонки только выше. В целом гонкой доволен: дистанция пройдена, море эмоций и, конечно, бесценный опыт, особенно по питанию. Ах, да, все-таки Дима был быстрее меня.
Спасибо команде организаторов и всем, кто помогал в проведении этих соревнований за этот праздник! Да, были ошибки, в частности по финишному створу, но не ошибается тот, кто ничего не делает.
И как всегда спасибо фотографам за возможность взглянуть на гонку со стороны, да и вообще как же бывает приятно полистать фотографии и освежить в памяти события.
С уважением, Роман Спрогис
Фото Татьяны Тоболовой и Александра Шастина